С огромным пиететом относясь к покойному Эдуарду Николаевичу Артемьеву, я так и не смог принять два момента в его музыкальном мировоззрении: симпатию к Ярославу «Шаману» Дронову (да, это профессионал, не менее; но, увы, на данный момент и не более; а автор-исполнитель, по моему глубокому убеждению, не имеет права быть не более чем профессионалом) и антипатию к The Beatles. С «Битлами», впрочем, история не так уж проста. Насколько я понял, Артемьева, искушённого в пору знакомства с ними не только жизнью в мире строгой академической музыки, но и записями рок-виртуозов, оттолкнул от их творчества не слишком высокий уровень исполнительской квалификации музыкантов. «Пели они хорошо, а вот играли... бренчание какое-то!» – примерно так он отзывался о записях группы, им услышанных. А это, скорее всего, были ранние диски команды, на которых никто из четвёрки действительно не блистал исполнительским мастерством. Я, чего греха таить, отреагировал поначалу на «Битлз» ещё хуже. Дело в том, что обстоятельно их послушать мне довелось сразу после того, как я месяц или два «проторчал» на диске The Best of Deep Purple. А сборник «Пёрплов» был высочайшего качества. Как я убедился впоследствии, прослушав его, можно было бы и не слушать целиком те альбомы, из которых были взяты представленные в подборке шедевры. И вот включаю я после виртуозных поливов Блэкмора (что бы кто ни говорил, его лучшие студийные соло – настоящая хрестоматия электрогитары в хард-роке), после машинной ритм-секции Пэйса и Главера/Хьюза ранних «Битлов»... Ужас, ребята! Где яркие гитарные соло? Где могучие зубодробильные барабаны? Где вообще... нормальная музыка?! Что-то, слава Богу, удержало меня от того, чтобы забросить кассету с «Битлами» обратно в чемодан, из которого я её тогда извлёк (родители ещё до моего рождения два года отработали в Африке и привезли оттуда волшебный чемоданчик кассет, в котором жили в мире и согласии The Beatles, Bob Marley, Space, Deep Purple и даже Judas Priest). Я довольно быстро расслышал, что, невзирая на недостаток виртуозности, у «Битлов» и мелодии, мягко говоря, поярче «пёрпловских», и гармонии побогаче (это я, скорее, почувствовал, чем расслышал, тогда мне понятие гармонии в музыке было не знакомо), да и звучит всё душевнее и, в конечном счёте, изобретательнее. Чего стоила одна только «поющая» партия баса в I Will, продублированная вокалом! Но Эдуард Николаевич тогда, видимо, так и не смог перешагнуть через своё отторжение к сомнительному качеству исполнения шедевральной музыки её же авторами. Что ж, ему это было сделать куда сложнее, чем 11-летнему мне: знаний было много больше, а знания, вестимо, умножают скорбь. Правда, в одном из своих последних интервью Артемьев уточнил, что впоследствии ему понравились лучшие мелодии «Битлов» в профессиональных аранжировках и грамотном исполнении. Да и по поводу МакКартни отметил: тот, мол, со временем играть поднаучился. Думается, что это видео окончательно примирило бы Эдуарда Николаевича с творческим феноменом ливерпульской четвёрки. Лет пятнадцать назад такой исполнительский уровень МакКартни и его группы выглядел бы для большинства наших музыкальных героев запредельным. Да и сейчас дотянуться до подобной планки сыгранности, ритмичности и чистоты смогут в РФ только сильнейшие. А МакКартни так «поднаучился играть», что качественно и профессионально даёт нереального огня в том возрасте, в котором большинству из нас, если доживём, будет проблематично просто простоять на сцене полтора часа, не согнувшись буквой «зю». Ну, а музыка «Битлов» по-прежнему прекрасна. И аранжировки в том числе. Возможно, местами они и сейчас звучат лаконично. Но уж никак не примитивно.

Теги других блогов: музыка The Beatles рок